С дипломом на вход

С дипломом на вход
(Статья опубликована в "Газета 24", 23 июня 2008 г., рубрика "Карьера")

«Однажды на собеседование пришла молодая специалистка по маркетингу и рекламе без опыта работы. По телефону я ей трижды говорила, что клиенту требуется личный ассистент исключительно с опытом работы, иные предложения рассматриваться не будут, «пугала» ее требовательным характером руководителя, многозадачностью, дополнительными рабочими часами и т. д...

Но она оказалась очень целеустремленной. Таких запоминающихся, «живых» и результативных людей встретишь не часто. В тот же день я отправила презентацию клиенту, он согласился на собеседование с Ярославой после того, как я час убеждала его по телефону рассмотреть ее кандидатуру. В итоге девушку приняли на работу. Спустя несколько лет Ярослава стала начальником отдела маркетинга и рекламы, и каждый раз, когда я встречаю того работодателя, он повторяет одну и ту же фразу: «Таких, как Ярослава». И так по каждой позиции.»

Алена Яковлева,
генеральный менеджер Affinity

Выпускники вузов становятся ценным товаром на рынке труда
Количество выпускников вузов с опытом работы неуклонно растет. «Компании работодатели постоянно побуждают студентов к приобретению практических навыков. В частности, чтобы те работали ассистентами, промоутерами, принимали участие в программах стажировок и профессионально ориентированных конкурсах», – делится с «24» Татьяна Топчий, директор по маркетингу и PR компании Headhunter.com.ua.
Многие так и поступают, понимая, что специалист даже с минимальным стажем может рассчитывать в будущем на более ответственное и денежное место. «В продажах, где сейчас работает много молодых людей, за год успешный и активный кандидат может приобрести опыт достаточный для того, чтобы претендовать на руководящую должность», – уточняет г-жа Топчий.

Нулевые преференции
Татьяна Игнатенко, специалист по поиску и подбору персонала рекрутинговой компании Dopomoga, отмечает, что для многих компаний отсутствие у соискателя опыта работы – обязательное требование. Ведь молодых специалистов можно затачивать под свою компанию по цене гораздо ниже среднерыночной.
«Чаще всего в таких кадрах заинтересованы страховые агентства, они изначально готовят работника к стрессам, объясняют, что это нормально. Не так много людей с опытом работы и в рекрутинге, поскольку на позицию эйчара (HR) проще взять человека без опыта и обучить», – говорит Игнатенко «24».
Еще год назад Татьяна сама была в подобной ситуации. «Окончив университет, я практически сразу родила. Спустя 2 года начала искать работу. Проанализировав свои склонности, решила, что должна работать с людьми. А затем отправила резюме в интересующие меня компании», – говорит Татьяна Игнатенко.

Всем работать!
Несмотря на предложения компаний, трудоустраивающих нулевых выпускников, Игнатенко все же рекомендует приобщаться к занятости еще на 3–4 курсе. «Это позволяет получить к окончанию вуза неплохой практический опыт, который всегда пригодится», – делится эйчар. Ведь только в 10% случаев, как признаются рекрутеры, компании согласны брать человека с нуля.
Второй аргумент, почему это стоит сделать до выпуска: во многих отраслях требования к трудоустройству много жестче. К примеру, в строительстве, фармацевтике, медицине, пищевой сфере и инжиниринговом бизнесе опыт работы – обязательное условие трудоустройства.

«Инженер-проектировщик, пусть даже с высшим образованием, но без опыта работы, недостаточно компетентен в своей должности», – иллюстрирует «24» Алена Яковлева, генеральный директор рекрутинговой компании Affinity.

Невозможен быстрый карьерный старт и в медицине. «Если говорить о медицине и юриспруденции, то минимально необходимый опыт работы там – 2–3 года», – комментирует г-жа Топчий.
Один из вариантов – трудоустроиться до выпуска и накопить вожделенный опыт – многочисленные программы стажировок студентов. В большинстве случаев их предлагают компании с иностранными корнями, заинтересованные в привлечении «почти выпускников».
Для того чтобы стать стажером международной компании, достаточно иметь степень бакалавра, базовые навыки по специализации и знать английский язык. «Кроме того, претендент должен быть открыт, честен, порядочен. Плюс – наличие большого желания расти в профессии», – уточняет в беседе с «24» Татьяна Деркач, специалист по набору персонала компании «Крафт Фудз Украина». В зависимости от специальности, студент может выбрать позицию: от фира на фабрике. Узнать о наборе совсем не сложно. «Мы плотно сотрудничаем с вузами, международными молодежными организациями, к примеру, AIESEC. Участвуем в ярмарках вакансий, проводим различные акции, экскурсии для студентов по предприятиям компании, – делится Татьяна Деркач. – В 2003-м к нам на стажировку пришла девушка, которая вначале работала над торговой маркой «Корона». В дальнейшем она стала лидером этого проекта и бренд-менеджером известных международных торговых марок».

Жадность оставьте на потом
Такой шанс приобретает далеко не всем. В таком случае при выборе места работы кадровики рекомендуют ориентироваться не на рыночный уровень заработной платы, а на ценность приобретаемых навыков.
Для работодателя наиболее ценен результативный опыт работы. И не важно, чего в итоге добился человек: повышения прибыли предприятия или приобрел навыки, необходимые для дальнейшей работы. Идеальными, по мнению кадровиков, будут позиции начала карьерной лестницы.
«Например, операторы call- центров, менчандайзеры, интервьюеры, офис-менеджеры и промоутеры», – рекомендует «24» Дарья Кривая, маркетолог rabota.ua.